Валюта - Euro(€)
ЦБРФ: 1€ - 67.89руб.

Прямой эфир

Фотогалерея города
Diana
Районы Амстердама

Город и море всегда были одним целым. С высоты птичьего полета Амстердам похож на полукруг, обращенный к морю. Центральный ж/д вокзал (Centraal Station) можно считать самым центром города. Он северной своей частью выходит к каналу Хет-Ай, а южной к суше. От него город как бы расходится полукольцами в сторону суши.

Первое полукольцо составляют (с запада через юг на восток) каналы Singel, Binnen Amstel и Nieuwe Herengracht. Это самая древняя и центральная часть города. За много веков амстердамцы преуспели в деле отвоевывания суши у моря. Современный уровень тротуаров центра города находится в среднем на 3 м ниже уровня воды в Северном море. Дома строились (и строятся) на сваях, вбиваемых на много метров в грунт. Поначалу дома строились деревянные, но из-за частых пожаров город в 1452 г. запретил сооружение деревянных построек. Благодаря этому каменный центр до сих пор имеет облик XVI-XVII вв. Центральное ядро города принято разделять на две части: Старую и Новую стороны. Разделительной линией служит идущая прямо от Центрального ж/д вокзала улица Дамрак (Damrak). Изначально Дамрак была главной водной артерией города, по которой торговые корабли заходили в Амстердам и реку Амстел. В 1672 г. канал был засыпан и превратился в центральную улицу города, ведущую к плотине Дам (Dam). Дам ныне является главной площадью города. На ней расположены Новый собор (Nieuwe Kerk) и Королевский дворец (Koninklijk Paleis). За Дамом граница, разделяющая Старую и Новую стороны, проходит по бульвару Рокин (Rokin), который доходит до остатков средневековых городских укреплений (башня Munttoren на площади Muntplein). По своему духу старый город напоминает Содом и Гоморру, а по разбросу национальностей — Вавилон. На пятачке площадью около трех квадратных километров тусуются и живут представители всех народов планеты, бездомные и супербогатые, проститутки и монашенки, молодежь и старики, собачки и кошечки. Соседство таких несовместимых элементов на первый взгляд кажется невероятным, но именно оно и придает уникальный дух демократизма городу.

Старая сторона - OUDE ZIJDE

Итак, восточный сегмент центрального полукруга города принято называть Старая сторона. Изначально Старая сторона представляла собой узкую полоску земли между каналом Дамрак (Damrak) и укрепительным валом (улица Oudezijds Voorburgwal). В сердце Старой стороны находится старейший собор Амстердама (Oude Kerk), возникший в начале XIII в.

Развитие торговли способствовало расширению этой части города на восток. По каналу Geldersekade океанские торговые корабли подходили к рыночной площади (Nieuw Markt). При входе на рыночную площадь находится прекрасно сохранившееся здание городской таможни (De Waag), 1480-х гг., где взвешивали поступавшие товары. Усиливающийся товарооборот в начале XVI в. приводит к строительству еще одного канала для приема кораблей — Oudeschans. В XVI-XVII вв. расширение города на восток связано с мощным притоком еврейских эмигрантов. Район между каналами Kloveniersburgwal и Nieuwe Herengracht и рекой Амстел называют Еврейским кварталом (Jodenbuurt).

Новая сторона - NIEUWE ZIJDE

Западный сегмент центрального полукруга принято называть Новая сторона. Она такая же древняя, как и Старая сторона. Название она получила в связи с постройкой на площади Дам Нового собора (Nieuwe Kerk) в начале XV в. Изначально Новая сторона являлась полоской земли между Дамраком и построенным в 1500-х гг. оборонительным валом на Новой стороне (улица Nieuwezijds Voorburgwal). Видимо, город начинался именно здесь. Об этом свидетельствуют раскопки на улице Nieuwezijds Kolk древнейшего сооружения города: замка правителей Амстердама.Эта часть города имеет множество достопримечательностей. Однако узенькие средневековые улочки и засилье розничной торговли создают здесь постоянные заторы из толп пешеходов и велосипедистов.

Ожерелье каналов - GRACHTEN GORDEL

Полукольцо, обрамляющее Старую и Новую стороны, состоит из ожерелья каналов XVII в. Это тот самый Амстердам периода золотого расцвета города, с купеческими дворцами, романтичными каналами и мостами, который туристы привыкли видеть в брошюрах и на открытках. Любой амстердамец мечтает жить здесь. Но позволить себе это могут только очень богатые люди. По плану генеральной реконструкции города 1607 г. было решено вырыть три окружных канала на прилегавшей к Старому городу сельской местности. Три грандиозных канала Herengracht (канал Сеньоров), Keizergracht (канал Императора) и Prinsengracht (канал Принцев) были предназначены для резиденций и офисов наиболее богатых амстердамских купцов, а радиальные каналы и улочки — для менее успешных предпринимателей, профессионалов и искателей счастья, вновь прибывших в процветавший город.

Несмотря на несметные богатства владельцев при строительстве домов на каналах должны были соблюдаться жесткие ограничения. Например, фасад дома не должен был превышать 9 м, а торец — 60 м. В результате получились прижимающиеся боковыми стенами друг к дружке дома, необычайно вытянутые в глубину. Сторонний наблюдатель видит со стороны каналов лишь узенькие, необыкновенно разукрашенные фасады. Ограничения касались и цвета домов. Они должны были быть либо темно-красные, либо черные, либо серые, а двери — темно-зеленые. Все эти правила соблюдаются и поныне. Несмотря на такие ограничения, архитекторы позаботились об индивидуальном фасаде каждого дома, так что скучать, гуляя по каналам, не придется. Нетрудно заметить, что обычно два нижних этажа этих домов имеют огромные окна, а верхние этажи — маленькие. Это связано с тем, что на нижних этажах жили, а на верхних хранили товары. Кроме того, дома, как правило, наклонены в сторону канала (вовсе не оттого, что они от старости падают). Просто товары на верхние складские этажи тянули через окна на веревке, и, чтобы не портить красоту фасада, дома строили с наклоном на внешнюю сторону. Каждый дом на каналах является произведением искусства. Амстердамцы редко завешивают окна шторами. Днем и ночью вы можете с улицы заглядывать в окна домов.

Ориентироваться здесь очень просто. Нумерация домов начинается на всех каналах на западе, т.е. дом № 1 всегда будет находиться где-то у канала Brouwersgracht. Далее номера идут по порядку и заканчиваются у реки Амстел. С одной стороны канала находятся четные номера, а с другой — нечетные. Обратите внимание на лодки и баржи, приютившиеся вдоль каналов, - это плавающие квартиры, иногда целые плавающие дворцы. Адреса лодок обозначаются номером дома, напротив которого они лежат (t/o...). Ожерелье каналов продолжается на восток и за рекой Амстел. Продолжение каналов Herengracht, Keizergracht и Prinsengracht носит здесь названия соответственно Nieuwe Herengracht, Nieuwe Keizergracht и Nieuwe Prinsengracht. Однако варварские архитекторы 1960-1970-х гг. изрядно изуродовали этот район. Вдохновившись творениями своих собратьев из Москвы, возведших Калининский проспект и гостиницу "Россия", местные архитекторы снесли полрайона, чтобы проложить ветку метро в спальные районы и возвести проспект с офисными многоэтажными коробками. На этом проспекте Weesperstraat из-за вечно сквозящего ветра вы редко встретите пешеходов.

Плантация - PLANTAGE

Если мысленно продлить дугу ожерелья каналов далее на северо-восток, то мы попадем в район под названием "Плантация" (Plantage). Он располагается между каналами Nieuwe Herengracht, Plantage Muidergracht, Singelgracht и Nieuwe Vaart. В XVII в. этот район был местом загородных резиденций, городского ботанического сада и увеселений на природе. В середине XIX в. этот район благоустраивается. Центральная аллея района: Plantage Middelaan — обрастает доходными домами для зажиточного среднего класса. Большую часть района занимает амстердамский зоопарк.

Восточные острова - OOSTELIJKE EILANDEN

Дальнейшее мысленное продление дуги ожерелья каналов на север приводит нас в район Восточных островов. Острова были искусственно насыпаны в XVII в. для корабельных верфей. Здесь на верфях Ост-Индской компании рубил корабли Петр I. С 1980-х гг. эта часть города интенсивно реконструируется под жилые микрорайоны. Самым северным и одновременно самым большим является остров Ява (Java-eiland). В 1990-х здесь возведен достойный внимания жилой комплекс с ультрасовременной архитектурой. В населении островов преобладают яппи (хорошо оплачиваемые профессионалы).

Харлемский район (HAARLEMMERBUURT) и западные острова (WESTELIJKE EILANDEN)

Если восточную часть подковы ожерелья каналов замыкают Восточные острова, то западную ее часть, как в зеркальном отражении, замыкают Западные острова. К северу от радиального канала Brouwersgracht находится портовый район Scheepvaartsbuurt с тремя искусственно насыпанными в XVII в. Западными островами: Bickerseiland, Prinseneiland и Relaleneiland. Эта часть Амстердама возникла в период бума международной морской торговли для расширения территории под порт, склады и верфи. Кварталы, окружающие улицу Haarlemmer Dijk, называются Харлемским районом (Haarlemmerbuurt).

Нововведение XIX в. — железная дорога — брутально разрезала пополам эту часть города двухметровой насыпью. Улица Haarlemmer Dijk стала оживленной торговой улицей. А Западные острова оказались фактически отсечены от города. Местоположение островов, с одной стороны, в самом центре, но с другой — вдали от сутолоки и бизнеса и сейчас придает им особый шарм голландской портовой деревушки XVII в. Естественно, бывшие склады и заводы успешно переделаны в апартаменты люкс.

Йордпн (район садов) - JORDAAN

План генеральной реконструкции города 1610 г. предполагал строительство прилегающего к ожерелью каналов района для людей победнее: плотников, каменщиков, художников, мелких торговцев. Так возник район, протянувшийся полосой между каналами Prinsengracht и Lijbaansgracht от Brouwersgracht до Looiersgracht. По преданию, гугеноты, спасавшиеся в Амстердаме от преследований Людовика XIV, на французский манер окрестили эту местность садами (Jardin), что и образовало голландский неологизм Jordaan. Улицы здесь, как в Нью-Йорке, расположены строго перпендикулярно друг к другу. Многие из них носят растительные названия: Пальмовая улица (Palmstraat), Цветочный канал (Bloemgracht), улица Лилий (Leliestraat) и т.д.

Район садов всегда считался разночинским и рабочим. Однако в последние лет двадцать он стал очень престижным. Сейчас он носит какой-то смешанный характер — потертые старомодные ботинки здесь сочетаются с щегольскими костюмами. С одной стороны, здесь много бедных пенсионеров, художников, эмигрантов, а с другой — молодых преуспевающих бизнесменов, яппи. Как бы продолжением района садов является очень маленький и оживленный Лейдский квартал (Leidsebuurt). Официально он не является частью района садов. Но по духу и территориально его можно легко отнести к последнему. Для удобства мы будем далее рассматривать его в контексте района садов. Лейдский квартал ограничивается каналами Leidsegracht, Prinsengracht, Spiegelgracht и Singelgracht.

Следующее полукольцо Амстердама возникло в результате индустриальной революции и расширения города в XIX в. Рассмотрим это полукольцо, как и предыдущее, с запада на восток.

Старый запад - OUD WEST

Район примыкает к Jordaan с запада и доходит до судоходного обводного канала Kostverlorenvaart, с севера на юг он ограничивается каналами Kattensloot и Van Lennepkanaal. Окажись Максим Горький в Амстердаме, пьесу "На дне" он писал бы именно здесь. Дешевым жильем и близостью к центру район привлекает молодежь, разных эмигрантов, диссидентов и мелкий криминал. Но в последние годы альтернативность района заметно идет на убыль. Его крайне выгодное географическое положение все больше притягивает сюда капитал. Заводы переделываются под дорогие дискотеки и рестораны, а жилые трущобы расселяются и мутируют в двух-трехэтажные апартаменты.

Старый юг - OUD ZUID

Район планировался в конце XIX в. для буржуазии. На сегодняшний день, пожалуй, самый престижный жилой район города. Часть района, примыкающая к ожерелью каналов, называется музейным кварталом (Muzeumwijk). Королевский музей (Rijksmuseum) как бы открывает вход в благодать Старого Юга со стороны центра. За ним простирается Музейная площадь — спланированный шведами огромный вечнозеленый газон с подсветкой. Площадь обрамляют Музей алмазов, Музей Ван Гога, Музей современного искусства, консерватория и городская Опера (Concert gebouw). Взяв западнее, вы попадаете на улицу самых дорогих бутиков в городе Р. С. Hooftstraat. По ней вы плавно спускаетесь в прекрасный парк Vondelpark с замечательной системой озер. Район с южной стороны парка состоит из двух-трехэтажных вилл, как бы затерянных в парке, фасадами выходящих на озера. Все здесь добротно, дорого и чинно.

Труба - DE PUP

Продолжением дуги XIX в. на восток является район YY, или Труба. Он представляет собой равносторонний четырехугольник, ограниченный рекой Амстел и каналами Sirtgelgracht, Boerenwetering и Amstelkanaal. Его строительство было начато муниципалитетом города в 1870 г. Это был первый спальный район города, предназначавшийся для крестьян, приезжавших на заработки. Вскоре строительство района было передано частным предпринимателям. Пытаясь выжать деньги из каждого сантиметра полезной площади, они распланировали необычайно узкие улочки. Из-за этого район и прозвали Трубой. Поскольку арендная плата в квартирах была достаточно высока, рабочие сдавали комнаты или углы студентам и проституткам. Так постепенно этот район приобрел богемный характер и стал Латинским кварталом Амстердама. После войны этот район пережил наплыв турок, марокканцев и суринамцев. Здесь очень много отличных недорогих мест.

Нельзя не отметить самый крупный рынок Амстердама, проходящий через Трубу на улице Albert Cuypstraat. Он не дешевле магазинов, зато гораздо колоритнее в смысле общения с продавцами и наблюдения за местными нравами.

Восточный парк - OOSTERPARK

Как бы продолжением Трубы через реку Амстел является район Восточного парка. С севера он ограничивается каналом Singelgracht, а с востока и юга — ж/д полотном. Этот настоящий пролетарский район города, сильно разбавленный приезжими из дальнего зарубежья гастарбайтерами (наемными рабочими). Наиболее живая часть района находится ближе к каналу Singelgracht. Здесь расположена триумфальная арка, через которую Наполеон въезжал в город в 1811 г. и Музей народов мира (Tropenmuzeum). Познакомиться с народами разных частей света можно и прямо на улицах или в парке Oosterpark.

Индийский район - INDISCHE BUURT

За железной дорогой находится Индийский район. Он замыкает кольцо Амстердама XIX в. Та же убогая архитектура домов для рабочих XIX в., с той только разницей, что среди жителей почти нет людей с белым цветом кожи. Дешевый продуктовый рынок находится на улице Dapperstraaat. Расширение Амстердама в XX в. привело к появлению следующего полукольца города. Оно располагается между полукольцом XIX в. и кольцевой автодорогой Амстердама А-10 (Ring А-10). Не советуем вам отбиваться слишком далеко от центра города. Исключение составляет лишь район Новый Юг.

Новый юг - NIEUWE ZUID

Район располагается к югу от Трубы и Старого Юга и доходит до кольцевой авто - и железной дорог. Это первый грамотно и творчески продуманный проект градостроительства Амстердама, после ожерелья каналов XVII в. Группа талантливых амстердамских архитекторов во главе с Хендриком Берлаге (Hendrik Petrus Berlage, 1856-1934), Микаэлем Клерком (Michael de Klerk, 1884-1923) и Питом Крамером (Piet Kramer, 1881-1961) виртуозно реализовала огромный проект дешевого социального жилья. Они применили совершенно новый подход к градостроигельству. Район состоит из огромных зеленых бульваров; все дома выдержаны в одном причудливом стиле, но нет ни одного похожего на другой; окна домов выполнены из разноцветных витражей; часто используются мифологические барельефы и загадочные скульптурные композиции. Этот архитектурный стиль сразу получил всемирное признание и стал применяться в различных городах Голландии и по всему миру. По месту происхождения его окрестили амстердамской школой архитектуры. Живут в районе милейшие пенсионеры, не очень зажиточный средний класс. Везде тишь и благодать.

Советуем посмотреть путеводитель по Гонконгу. Достопримечательности, отели, гиды и многое другое.

(500x473, 170 кб.)
 
  Просмотров – 10870 

Отели в Амстердаме

2007-2008 © «Амстердам-Гид»
Все права защищены.
Для связи с нами используйте контакты
Туристер.ру